Цикл уверенного роста мирового рынка гражданских вертолетов оказался на удивление невелик. Значительный подъем, начавшийся всего несколько лет назад и с большим энтузиазмом воспринятый ведущими аналитическими агентствами, похоже, снова скатывается к стагнации. Правда, причина современного периода спада несколько иная: если в предыдущие десятилетия она была связана с застоем внутри отрасли, то сейчас вмешался мировой кризис. Это продемонстрировала вертолетная выставка Heli Expo 2009.
Пир во время чумы
Прошедшую в конце февраля крупнейшую в мире выставку гражданских вертолетов Heli Expo 2009 можно сравнить с пиром во время чумы: участники отлично осознают грядущий коллапс, но размах действа и общий настрой поражают своей экспрессией. Организатор выставки Международная вертолетная ассоциация (HAI) с воодушевлением отрапортовала о новых количественных достижениях: в этом году Heli Expo посетили почти 18 тыс. человек против 17300 в 2008 г., число компаний-участниц достигло 585 (в 2008-м их было 573), а на выставочной площади почти в 24 тыс. м2 было продемонстрировано 65 типов вертолетов. Назвав выставку сенсационно успешной, ассоциация смeнила тон, когда речь зашла об объемах заказов, полученных в таких важных для производителей секторах, как корпоративный и нефтегазовый. В отличие от прошлого года, когда производители вертолетной техники наперебой рапортовали о своих многомиллионных контрактах (лидером тогда стала компания Eurocopter, получившая более 200 твердых заказов и опционов на общую сумму 1 млрд долл.), на Heli Expo 2009 мало кто отважился заявить о достигнутых результатах. Из новинок, на которые была чрезвычайно богата прошлогодняя выставка, в 2009 г. можно отметить лишь макет Eurocopter EC175, представленный на этот раз в новой корпоративной конфигурации на 10 мест. В целом, вертолетостроители с энтузиазмом смотрят в будущее, рассчитывая, что существующий портфель заказов станет неплохим заделом и позволит пережить период спада. Sikorsky Aircraft рассчитывает компенсировать падение спроса в гражданском секторе военными заказами, портфель которых перевалил за 13 млрд долл. Смежную тактику избрал его конкурент Bell Helicopter, планирующий не только работать над своим приоритетным направлением — военной техникой, но и сертифицировать наконец модель Bell 429. Это позволит расширить ассортимент компании и, в случае успешной реализации проекта, долю рынка гражданских вертолетов. AgustaWestland пока не собирается выводить новые модели, сконцентрировав свои силы на модернизации производственной линейки, в особенности на AW139. Но, несмотря на значительные портфели заказов, ликвидность вертолетов и приподнятое настроение производителей, отрасли вряд ли получится безболезненно пережить трудные времена. Есть вероятность, что резкого торможения на рынке гражданских вертолетов удастся избежать — все-таки скачка спроса на нем никогда не было, в отличие от рынка бизнес-джетов. Да и по масштабам ниша корпоративных и частных вертолетов значительно уступает самолетам административного класса, что объясняет возможное ровное развитие отрасли, граничащее со стагнацией. Но о том, когда возобновится положительная динамика роста, специалисты пока говорить не спешат, ссылаясь на непредсказуемую природу кризиса. Свои оценки перспективам рынка гражданских вертолетов озвучили на Heli Expo эксперты отрасли — компании Honeywell и Rolls-Royce.
Honeywell против Rolls-Royce
Ежегодные прогнозы о развитии рынка гражданских вертолетов на ближайшие 5-10 лет традиционно представили на Heli Expo два ведущих поставщика силовых установок: Honeywell и Rolls-Royce. Обзоры, существенно разнящиеся в оценках того, насколько продолжительным и глубоким окажется спад в отрасли, сходятся в одном: 2009 г. станет довольно благоприятным для данного авиационного сектора. В Honeywell считают, что за счет солидного портфеля заказов, собранного в предыдущие годы, по объему поставок гражданских газотурбинных вертолетов 2009 г. не уступит предыдущему году. Однако из-за изменения спроса, которое отмечается на современном этапе, падение ожидается уже к 2010 г. Основными факторами торможения называются не только изменение спроса и падение числа заказов, но и трудности при финансировании покупки вертолета. Ситуация не нормализуется вплоть до выздоровления мировой экономики, судить о котором аналитики Honeywell не берутся. Высказывается лишь надежда, что в 2012 г. все-таки произойдет выход из пике.
Специалисты Rolls-Royce более оптимистичны в своих прогнозах. В компании уверены, что спад в отрасли окажется краткосрочным и скоро сменится положительной динамикой роста. Несмотря на негативное влияние глобального кризиса на авиационную отрасль в целом, Rolls-Royce не только не снизила прогноз о поставках, но и несколько увеличила цифры по сравнению с прошлогодним обзором рынка: в период 2009-2018 гг. компания ожидает поставку свыше 9600 гражданских вертолетов на сумму 27 млрд долл.; на долю производителей силовых установок придется 4 млрд долл. Столь неожиданный оптимизм Rolls-Royce связывает с возможными потребностями гражданских заказчиков в новой технике и желанием операторов заменить парк устаревших или выработавших свой ресурс машин. Выход на рынок новых легких газотурбинных моделей вертолетов и географическая диверсификация спроса в сторону регионов с развивающимися экономиками (таких как Азия, Африка и Индия) смогут компенсировать падение спроса, обеспечив долгосрочное развитие отрасли гражданских вертолетов. По числу поставок будут продолжать лидировать производители однодвигательных винтокрылых машин. В ближайшие 1-3 года Eurocopter оставит за собой пальму первенства по доле присутствия на рынке, высоким спросом будут отмечены и модели Bell Helicopter — Bell 206L и Bell 407. Аналитики Rolls-Royce не исключают возможной смены лидера на рынке легких газотурбинных вертолетов: основная интрига связана с производителем относительно дешевых поршневых вертолетов Robinson Helicopter, который в ближайшее время введет в эксплуатацию газотурбинную модель R66. В случае успеха Robinson сможет занять новую для себя нишу легких газотурбинных вертолетов и составить жесткую конкуренцию ветерану Bell 206. Интерес к новой модели подогревает и то, что летом 2008 г. Bell Helicopter объявила о прекращении приема заказов на JetRanger.
В сравнении с другими отраслями, особенно авиастроительной, оценка будущего рынка гражданских вертолетов выглядит у обоих производителей довольно оптимистично. Видимо, резкого торможения в секторе корпоративных и частных вертолетов удастся избежать, чему во многом способствует небольшой масштаб рынка и отсутствие резких скачков в развитии, как это было на рынке бизнес-джетов. Однако уже сейчас очевидно, что спрос в таком важном для производителей сегменте, как корпоративные вертолеты, значительно упал, о чем красноречиво говорят цифры: за январь 2009 г. Bell Helicopter получила заказ всего на 3 вертолета, тогда как в январе прошлого года их было 40.
Искусственный оптимизм
Очевидно, что после заметного оживления рынка гражданских вертолетов, которое отмечалось с 2007 г., ситуация начинает немного меняться. Мировой финансовый кризис, потянувший за собой общий спад деловой активности, острую нехватку ликвидности, падение спроса и проблемы с финансированием покупки, вынуждает корпорации отказываться от авиационных подразделений и делает покупку собственного вертолета менее привлекательной для частных лиц. Под действием этих факторов рынок корпоративных и частных вертолетов впадет если не в состояние стагнации, то значительного торможения. Интерес к вертолетному сектору, особенно к газотурбинным машинам, обладающим мощными двигателями и вместительными салонами, что позволяет эффективно организовать корпоративный транспорт, начал возрождаться всего несколько лет назад. Столь недолгий подъем делает сегмент корпоративных вертолетов более уязвимым в условиях экономической нестабильности. Эту тенденцию подтверждают цифры: в краткосрочной перспективе компания Eurocopter, на долю которой приходится около половины мирового парка гражданских вертолетов, прогнозирует снижение числа своих заказов на 36%. Спадом будет отмечено и другое приоритетное направление для вертолетостроителей: сегмент винтокрылых машин, задействованных в нефтегазовой отрасли. Здесь среди основных факторов можно выделить обвал мировых цен на нефть, снижение спроса на энергоресурсы и, как следствие, падение прибылей у корпораций. Учитывая перечисленные факторы и безусловную привязанность возобновления роста рынка гражданских вертолетов к выздоровлению мировой экономики, прогнозы Honeywell и, в особенности, Rolls-Royce относительно краткосрочного спада в отрасли выглядят неубедительной попыткой заинтересованных участников рынка приукрасить действительность. Очевидно, что готовиться к трудным временам придется и производителям вертолетной техники, и их поставщикам.