G650: кризис не помеха

Без рубрики

Фред ДЖОРДЖ
13 марта 2008 г. компания Gulfstream Aerospace наконец представила публике концепцию G650 — разработанного с чистого листа сверхдальнего делового самолета нового поколения. Долгожданная модель должна поступить в эксплуатацию в 2012 г. Более трех лет Gulfstream не афишировала подробности проекта. Все это время компания изучала пожелания потенциальных заказчиков и воплощала их в жизнь.
Потенциальные клиенты дали понять, что хотели бы увидеть в G650 все традиционные преимущества самолетов Gulfstream, — но в большем масштабе. Компания пообещала, что так и будет — и, кажется, новая модель не обманула ожиданий. По словам представителей Gulfstream, у G650 будет самый просторный салон, наивысшая крейсерская скорость и наибольшая дальность полета среди всех деловых самолетов, когда-либо созданных с нуля.
При длине и размахе крыла почти в 30,5 м G650 превзойдет по размерам любой из нынешних деловых самолетов, созданных не на основе пассажирских авиалайнеров. А учитывая максимальный взлетный вес в 45 т, он станет еще и самым тяжелым в этой категории. G650 займет нишу между существующими сверхдальними бизнес-джетами, такими как G550 и Bombardier Global Express XRS, и корпоративными моделями на основе пассажирских самолетов, такими как Airbus ACJ и Boeing BBJ.
Благодаря беспрецедентным размерам фюзеляжа салон самолета получится на 36 см шире, на 7,5 см выше и почти на 3 м длиннее по сравнению с предыдущей моделью Gulfstream — G550. Нужно отметить, что Gulfstream выбрал для G650 абсолютно новую форму фюзеляжа. В поперечном сечении она представляет собой фигуру, напоминающую поставленное на попа яйцо. Кроме того, салон G650 более эффективно вписан в располагаемый объем фюзеляжа. Он на 3,5 м длиннее, чем у Bombardier Global Express XRS, при практически идентичной длине фюзеляжа. Полезный объем внутрисалонного пространства у G650 почти на 20% больше, чем у XRS, который на сегодняшний день является самым крупносалонным деловым самолетом, созданным с нуля.
Несмотря на почти 50-тонный взлетный вес, G650, по заявлениям производителя, будет обладать отменными взлетно-посадочными характеристиками. Это — классический самолет Gulfstream с большим крылом и внушительной тяговооруженностью. При максимальном взлетном весе ему потребуется для взлета ВПП той же длины, что и для G550, а необходимая длина ВПП при полетах на сходную дальность окажется меньше.
Еще одним положительным моментом станет крейсерская скорость в 0,85М. Пилотам не придется сбрасывать скорость на эшелоне, чтобы выжать побольше дальности на галлон топлива: по данным высокоскоростных продувок, в диапазоне скоростей от 0,78М до 0,85М кривая зависимости дальности полета от скорости остается практически неизменно горизонтальной. А топливная эффективность в этом диапазоне колеблется в пределах менее полупроцента. Gulfstream утверждает, что G650 будет обладать самой высокой топливной эффективностью при полете на скорости 0,85М из всех крупносалонных деловых самолетов, включая гораздо меньший по размерам Falcon 7X. Однако при крейсерском полете на скорости 0,80М трехдвигательный Falcon все же останется лидером по топливной эффективности в своем классе. Да и G550 на скорости 0,80М сжигает примерно на 3% меньше топлива, чем G650.
При полной заправке G650 сможет перевозить восемь пассажиров на расстояние 11260 км со скоростью 0,85М, что позволит совершать беспосадочные перелеты, скажем, из Сан-Диего в Сидней, из Чикаго в Кейптаун или из Гамбурга в Гонолулу. G650 станет первым деловым самолетом, способным перелететь без промежуточной посадки из Нью-Йорка в Токио, Сеул или Пекин при более неблагоприятных величинах атмосферного давления и температуры воздуха, чем параметры международной стандартной атмосферы (ISA), при неоптимальных маршруте полета и профиле набора высоты.
По заявлениям Gulfstream, при полете на максимальной крейсерской скорости 0,90М дальность G650 составит 8000 км. Этого достаточно, чтобы добраться из Милана в Майами или из Балтимора в Баку за 10 часов, а то и быстрее.
В G650 внедрены сотни конструкторских решений, которые делают его более легким в управлении, улучшают коэффициент технической готовности, повышают надежность бортовых систем и уменьшают трудоемкость обслуживания. Хотя внешне G650 безошибочно опознается как член семейства Gulfstream, его начинка намного отличается от той, что используется в предыдущих моделях этого производителя.

Более эффективная конструкция; улучшенные системы
Gulfstream довольно консервативно подошла к выбору материалов для нового самолета — в большинстве конструкций планера используются традиционные алюминиевые сплавы, а не композиты. Однако по сравнению с G550 и более ранними моделями количество конструкционных элементов снижено, по крайней мере, на 50%.
Шпангоуты фюзеляжа распределены равномерно с интервалами 44,5 см вместо 41,4 см, как было на всех предыдущих моделях Gulfstream начиная с 1959 г. Площадь фирменных овальных иллюминаторов также пропорционально увеличена.
Более прочной стала конструкция фюзеляжа. Салон будет способен выдерживать большее избыточное внутренне давление. Несмотря на увеличенное поперечное сечение фюзеляжа, вес конструкции на погонный метр длины, согласно заявлениям компании, останется таким же, как у G550.
Форма носовой части фюзеляжа значительно отличается от предыдущих моделей. Переднее остекление кабины сходно с установленным на G550, однако боковое остекление перепроектировано, его увеличенная площадь способствует улучшению обзора.
Крыло площадью 119,2 м 2 будет строить компания Spirit AeroSystems. У крыла совершенно новый профиль с углом стреловидности по линии четвертей хорд 33 градуса и довольно скромным относительным удлинением 7,73:1. Максимальное аэродинамическое качество будет достигаться на скорости 0,855М, а на 0,80М крыло будет превосходить аэродинамическое качество крыла G550 на 8%. Прибавление в крейсерской скорости на 0,055М — прямое следствие увеличения угла стреловидности на 7 градусов по сравнению с G550.
В конструкции G650 используется больше композитных материалов, чем в предыдущих моделях Gulfstream, но по-прежнему преимущественно в несиловых элементах. Так, композиты будут использованы при изготовлении горизонтального стабилизатора, рулей высоты и направления, концевых крыльевых обтекателей, неподвижных элементов задней кромки крыла, обтекателя стыка крыла с фюзеляжем, мотогондол, заднего гермошпангоута и даже пилонов двигателей.
Большинство бортовых систем аналогичны установленным на модели G550, но их характеристики улучшены с целью увеличения надежности работы, обеспечения резервирования и достижения простоты в использовании.
Однако цифровая система управления полетом будет коренным образом отличаться от традиционной гидромеханической, стоящей на G550. G650 станет первым самолетом производства Gulfstream, оснащенным ЭДСУ, — и всего второй моделью делового самолета в мире, имеющей такую систему, после Dassault Falcon 7X.
Благодаря сравнительно небольшой удельной нагрузке на крыло, а также закрылкам большой площади самолет устойчив и управляем на относительно небольших минимально допустимых приборных скоростях и обладает выгодно отличающими его ВПХ.
Топливная система G650 сходна с установленной на G550, но емкость баков увеличена. Время заправки снизится с 45 до 26 минут, а время принудительного слива топлива уменьшится вполовину.

Более комфортабельный и просторный салон
Самый простой способ отличить G650 от предыдущих моделей Gulfstream — посчитать количество иллюминаторов. У нового самолета их восемь по каждому борту. Сходные по форме с иллюминаторами предыдущих моделей, они на 16% больше по площади и расположены несколько дальше друг от друга. Увеличенная дистанция между иллюминаторами позволила поднять расстояние между креслами в салоне на 17,78 см. Соответственно выросла и длина диванов, расположенных вдоль стен салона, что дает пассажирам возможность более удобно на них разместиться.
Больше пространства для пассажиров — этот принцип лежит в основе дизайна салона. Посадка в самолет производится через самый большой дверной проем в истории Gulfstream — по ширине он примерно такой же, как у предыдущих моделей компании, но при этом на 36 см выше по сравнению с G550, что соответствует общей высоте в 1,88 м.
Салон G650 можно точно описать одним словом: просторный. Его общий объем составляет 60,48 м 3, что на 28% больше по сравнению с салоном G550. Такая прибавка достигается за счет увеличения ширины салона на уровне плеч на 36,5 см, на уровне пола — на 45,7 см и высоты — на 7,6 см. Иллюминаторы расположены на 8,6 см выше, чем на предыдущих моделях Gulfstream, — даже стоя, пассажиры смогут комфортно выглядывать наружу.
Проход между креслами расширен, сами кресла более вместительны, а пространства для ног сидящих пассажиров стало больше. По предложению производителя, дополнительное салонное пространство можно использовать для обустройства места отдыха экипажа. Однако, если судить по предыдущему опыту, большинство операторов скорее предпочтут сэкономить на комфорте пилотов и выберут одну из десятка предлагаемых конфигураций салона, предоставляющих пассажирам на 1,3 м больше общей полезной длины салона.
При полной заправке G650 будет перевозить 816,4 кг полезной нагрузки. Вместо того, чтобы подчеркивать способность самолета транспортировать при полных баках девять пассажиров, весящих по 90 кг каждый, Gulfstream в своих рекламных проспектах исходит из веса в 100 кг на пассажира, учитывая, таким образом, и вес багажа. И это справедливо, ведь G650 способен проводить в воздухе до 15 часов, а большинство предлагаемых вариантов конфигурации салона предусматривают не более пяти-шести спальных мест, большинство которых предназначено для одного человека.
Салон рассчитан на внутреннее давление до 0,728 атмосфер. При полете на высоте 15500 м давление в салоне будет соответствовать высоте 1500 м, против 1800 м у G550. При полете на 12500 м будет выдерживаться давление, соответствующее всего лишь 840 м.
Уровни шума в салоне G650 будут на 5-6 дБ ниже по сравнению с G550, нынешним лидером отрасли в этой области. Особое внимание будет уделено cнижению шумности работы системы вентиляции и оборудования туалетной комнаты. Можно предположить, что в результате салон G650 станет самым бесшумным в истории деловой авиации.
Как и предыдущие самолеты Gulfstream, G650 будет оборудован аварийными выходами на крыло по обоим бортам со встроенными иллюминаторами. Однако по сравнению с более ранними моделями эти выходы будут увеличены в размерах — с 48 х 66 см до 66 х 81 см.
На 11% возрастет полезный объем заднего багажного отсека. Дверь, ведущая в отсек, увеличится в размерах по сравнению с G550, а порожек опустится на 10 см, что должно облегчить загрузку багажа. Gulfstream обещает, что доступ в багажный отсек из салона будет возможен на всех этапах полета.
Надежность и эксплуатационная готовность оборудования салона — основные приоритеты разработчиков G650. Их цель — снизить вероятность отказа систем водоснабжения, утилизации жидких отходов, связи, освещения, электропитания и температурного контроля до значения 10-7. На случай отказа электрической системы смыва унитазы будут оборудованы смывными устройствами ручного управления.
Стандартное и опциональное оборудование салона будет схожим с установленным на серийные самолеты Gulfstream. В том числе предлагается возможность подключения многоканальной широкополосной системы спутниковой связи, беспроводная сеть передачи данных Wi-Fi, большое количество розеток питания переменного тока, а также комплект оргтехники и аудиовизуальных систем.

Интегрированный подход
При создании G650 Gulfstream применила беспрецедентно интегрированный подход. Интеграция затрагивает все области — от производственных процессов и разработки бортовых систем до системы управления салоном, обучения пилотов и техобслуживания. Цель компании — сразу предложить рынку законченный продукт с коэффициентом технической готовности 99,75% и эксплуатационной готовностью 91%, что на 7% превышает аналогичные показатели G550. Межрегламентные интервалы будут увеличены с 500 до 600 часов с целью уменьшения трудоемкости техобслуживания, а все легкосъемные детали и агрегаты можно будет заменить за полчаса.
После официального запуска программы в 2005 г. разработка G650 быстро набрала обороты. Конструкция крыла была окончательно утверждена в III квартале 2006 г., после чего началась 1400-часовая программа продувок в высоко- и низкоскоростных аэродинамических трубах шести американских и европейских лабораторий. Защита эскизного проекта состоялась в середине 2007 г.
Первый полет G650 намечен на вторую половину 2009 г. В летной программе испытаний, которая рассчитана на 1800 летных часов и продлится 18 месяцев, будет задействовано три летных образца и два серийных самолета. Сертификат типа планируется получить в первой половине 2011 г.
Gulfstream завершает строительство цеха для производства G650 площадью 28600 м 2, оборудованного одной сборочной линией. Применение прецизионных станков и использование модульных элементов конструкции снизят время сборки на 60% по сравнению с предыдущими моделями компании. Цех будет достаточно просторным, чтобы вместить еще одну сборочную линию в случае необходимости нарастить темпы производства.
В Северной Америке будет производиться менее половины всех компонентов G650; большинство из них поступит из Великобритании и других стран Европы. Общее количество поставщиков по программе строительства нового самолета снизится по сравнению с нынешними продуктами Gulfstream. Список участвующих в программе американских поставщиков включает Honeywell, Parker, Rockwell Collins и Spirit Aerostructures. Среди европейских партнеров — Fokker, Goodrich и Rolls-Royce Deutschland.

.