В последние годы значительно увеличилось количество воздушных судов иностранного производства, находящихся в эксплуатации у российских авиакомпаний. При этом воздушные суда регистрируются в иностранных государствах, т.к. правила поддержания лётной годности гражданских ВС в Российской Федерации существенно отличаются от принятых международным авиационным сообществом и закреплённых в стандартах ИКАО.
В настоящее время Правительством России предпринимаются значительные усилия для возрождения производства современных отечественных воздушных судов и выходу с ними на международный рынок.
В то же время в России поддержание лётной годности ГВС регламентируется устаревшими нормативными актами, которые издавались в переходный период и в значительной мере отражают правила существовавшие в МГА СССР.
Об этом не один раз говорилось на различных форумах, в том числе в АЭВТ, но реальных действий для приведения российских норм к международным стандартам, кроме принятия ФАП-128, не предпринимается. Это не только отрицательно влияет на возможность передачи ГВС отечественного производства в аренду в иностранные государства, но и ухудшает условия их эксплуатации, а значит и безопасность полётов, в Российской Федерации.
Для решения важнейших проблем, прямо или косвенно влияющих на безопасность полетов, необходимо издание новых нормативно-правовых актов или переработка соответствующих.
В первую очередь целесообразна доработка или издание следующих актов:
1. Изменение Федеральных авиационных правил "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" (ФАП-145) для приведения в соответствии с Рагt-145 Директивы Европейской Комиссии № 2042/2003 от 20 ноября 2003 г. "О поддержании летной годности воздушных судов и авиационных изделий, компонентов, и о сертификации организаций и персонала, участвующих в этих работах", а также внесения в них правил сертификации и государственного контроля за деятельностью организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. В настоящее время этот вопрос регулируется устаревшим приказом ФАС России от 30.12.1997 №287 и письмом УНПЛГ ГВС Ространснадзора от 06.03.2007 № 5.9-83 ГА.
2. Переработка Авиационных правил, часть 25 "Нормы летной годности самолетов транспортной категории" (АП-25) и Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (ФАП-132) для приведения в соответствие Приложению 8 к Чикагской конвенции, в том числе в отношении назначения ресурсов и сроков службы, а также введения требования о разработке эксплуатантом и утверждении программ поддержания лётной годности ГВС, перечней минимального оборудования (МЕL).
3. Утверждение Федеральных авиационных правил "Поддержание летной годности и организации по управлению поддержанием летной годности воздушных средств", соответствующих Рагt-М Директивы Европейской Комиссии № 2042/2003 от 20 ноября 2003 г.
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 для наделения Федерального агентства воздушного транспорта следующими полномочиями:
а) одобрения директив летной годности, сервисных бюллетеней, технической документации, в том числе программ технического обслуживания, основного перечня минимально исправного оборудования;
б) права требования у ведущих эксплуатантов отчетности об отказах и неисправностях авиационной техники и направления запроса государству-разработчику авиационной техники;
в) координации разработки мероприятий разработчиками и изготовителями ГВС и выпуска соответствующей документации по летной годности.
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема обеспечения технического сопровождения предприятиями-изготовителями ГВС в процессе эксплуатации посредством создания и обеспечения запчастями сервисных центров по техническому обслуживанию и ремонту поставляемых воздушных судов.
В связи с этим представляется целесообразным АЭВТ обратиться к Министру Транспорта Российской Федерации для активизации работы по внесению изменений в нормативную базу гражданской авиации Российской Федерации.
Генеральный директор Е.В. Бачурин