Комитет АЭВТ по безопасности полетов с 2002 года регулярно проводит SWOT-анализ оценки состояния безопасности полетов и определения направлений деятельности регулирующих органов и руководства эксплуатантов для ее повышения.
Исходим из того, что уходящий 2011 год особым образом нуждается в подобной работе. Он характерен наращиванием объемов воздушных перевозок, значительным ростом напряжения полетов и их организации. Авиационные происшествия 2011 года вызвали резкую реакцию на состояние дел в ГА РФ всего общества, обусловленную многочисленными, в значительной мере справедливыми, выступлениями СМИ. К сожалению, профессиональных комментариев практически не было. Набор объявленных мер не встретил понимания профессионального корпуса. Ограничения в полетах давно освоенных воздушных судов и метеорологических минимумов, привязка размера авиакомпаний к состоянию безопасности полетов обоснованными не являются. Они свидетельствуют о том, что власти исповедуют командные методы регулирования и запретительную практику вместо целенаправленной и кропотливой работы с использованием проактивных методов обеспечения безопасности полетов, подтвердивших свой авторитет во всем авиационном мире. Авторы идей не предложили убедительных доводов положительного эффекта ограничительных мер.
В профессиональной среде не считают убедительными выводы по результатам расследований авиационных происшествий. Когда в отчете по расследованию в качестве причины называется человеческая ошибка, то очевидно и то, что она является следствием других факторов. Определив ошибки экипажей и недостатки в деятельности авиакомпаний, авиационные власти не нашли силы проанализировать качество государственного регулирования деятельности в области гражданской авиации. Общество в целом, а профессионалы в частности, не видят, как реализуется на практике Государственная программа безопасности полетов с момента введения ее в мае 2008 года. Программа сформирована в духе рекомендаций IСАО, ориентирует государственные органы на деятельность, предупреждающую летные происшествия. Однако распорядительные меры и методическое сопровождение практики внедрения СУБП в авиакомпаниях оказываются недостаточными, непредметными и в нужном направлении не работают. Сложилось убеждение, что проблема безопасности полетов в ГА РФ, в первую очередь, заключается в отсутствии концептуального управления системой, обеспечения ее приоритетности со стороны органов регулирования. Выполнение Госпрограммы по пунктам плана не оценивалось и авиационной общественности не предъявлялось. Эксплуатанты отработали документы СУБП и самостоятельно их внедряют. Комитет АЭВТ по безопасности полетов в августе 2011 года обсудил практику внедрения в авиакомпаниях СУБП, представил в Минтранс России оценки и предложения. К сожалению, какой бы то ни былореакции не последовало.
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка