Итоги работы гражданской авиации России в 2011 году

Без рубрики
Итоги работы гражданской авиации России в 2011 году

По итогам 2011 г. пассажирооборот гражданской авиации России увеличился на 13,4% и достиг 166,7 млрд пкм, превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 г. (159,5 млрд пкм). Перевозки пассажиров увеличились на 12,6% и составили 64 млн чел., что, впрочем, соответствует уровню 1976 г. Грузооборот увеличился на 5%, до 4,9 млрд ткм, перевозки грузов и почты возросли на 5,9% и достигли 979 тыс. т. Общий объем работы увеличился на 11,2% и составил почти 20,0 млрд ткм. Доля пассажирских перевозок в общем объеме составляет 75%, грузовых — 25%.

Вместе с тем все более важную роль начинает играть искаженная структура рыночной среды, в которой действует гражданская авиация России. В секторе собственно перевозок практически сложились высококонкурентные рыночные отношения, тогда как сектор поставок товаров и услуг для авиакомпаний остается в значительной степени монополизированным. Тарифы и цены на монопольные услуги стремительно растут. Механизм регулирования ценообразования в монопольных и приравненных к ним структурах действует неэффективно. К тому же массовая модернизация эксплуатируемого парка авиационной техники привела к значительному росту долговой нагрузки. В результате, несмотря на то что доходы от авиаперевозок увеличились по сравнению с 2010 г. на 17%, эксплуатационные расходы росли опережающими темпами, что негативно сказалось на экономике авиакомпаний. Себестоимость тонно-километра составила 26,6 руб., что на 10,6% больше, чем в 2010 г., тогда как средняя доходная ставка возросла на 5,3%.

Существенно увеличились затраты на авиатопливо. Его стоимость возросла на 30%, в то время как средний нормальный тариф экономического класса увеличился лишь на 11,8%. Обновление парка воздушных судов позволило сократить на 3,6% удельный расход авиакеросина на 1 ткм выполненной работы. Благодаря этому количественный расход авиатоплива в 2011 г. возрос только на 7,1% при увеличении общего объема работы на 11,2%. Однако в стоимостном выражении расходы на авиатопливо возросли на 42,2%. Из общей суммы увеличения расходов, которая в 2011 г. составила 98 млрд руб., доля авиатоплива превысила 48 млрд руб. Из этой суммы 16,8% связано с увеличением объемов работ, а 83,2 % — с ростом цен на авиационный керосин. Процессы ­ценообразования в топливной сфере остаются непрозрачными. Диктат естественных и фактических монополий не уменьшается. При этом наращивается отставание в развитии наземной и воздушной инфраструктуры.

.