По итогам 2011 г. пассажирооборот гражданской авиации России увеличился на 13,4% и достиг 166,7 млрд пкм, превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 г. (159,5 млрд пкм). Перевозки пассажиров увеличились на 12,6% и составили 64 млн чел., что, впрочем, соответствует уровню 1976 г. Грузооборот увеличился на 5%, до 4,9 млрд ткм, перевозки грузов и почты возросли на 5,9% и достигли 979 тыс. т. Общий объем работы увеличился на 11,2% и составил почти 20,0 млрд ткм. Доля пассажирских перевозок в общем объеме составляет 75%, грузовых — 25%.
Вместе с тем все более важную роль начинает играть искаженная структура рыночной среды, в которой действует гражданская авиация России. В секторе собственно перевозок практически сложились высококонкурентные рыночные отношения, тогда как сектор поставок товаров и услуг для авиакомпаний остается в значительной степени монополизированным. Тарифы и цены на монопольные услуги стремительно растут. Механизм регулирования ценообразования в монопольных и приравненных к ним структурах действует неэффективно. К тому же массовая модернизация эксплуатируемого парка авиационной техники привела к значительному росту долговой нагрузки. В результате, несмотря на то что доходы от авиаперевозок увеличились по сравнению с 2010 г. на 17%, эксплуатационные расходы росли опережающими темпами, что негативно сказалось на экономике авиакомпаний. Себестоимость тонно-километра составила 26,6 руб., что на 10,6% больше, чем в 2010 г., тогда как средняя доходная ставка возросла на 5,3%.
Существенно увеличились затраты на авиатопливо. Его стоимость возросла на 30%, в то время как средний нормальный тариф экономического класса увеличился лишь на 11,8%. Обновление парка воздушных судов позволило сократить на 3,6% удельный расход авиакеросина на 1 ткм выполненной работы. Благодаря этому количественный расход авиатоплива в 2011 г. возрос только на 7,1% при увеличении общего объема работы на 11,2%. Однако в стоимостном выражении расходы на авиатопливо возросли на 42,2%. Из общей суммы увеличения расходов, которая в 2011 г. составила 98 млрд руб., доля авиатоплива превысила 48 млрд руб. Из этой суммы 16,8% связано с увеличением объемов работ, а 83,2 % — с ростом цен на авиационный керосин. Процессы ценообразования в топливной сфере остаются непрозрачными. Диктат естественных и фактических монополий не уменьшается. При этом наращивается отставание в развитии наземной и воздушной инфраструктуры.
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка