К концу 2016 года на юге России не осталось ни одной местной пассажирской авиакомпании. Таким образом, регион с весьма развитой аэропортовой инфраструктурой некоторое время довольствоваться работой лишь перевозчиков-нерезидентов. Начавшая полеты в сентябре авиакомпания "Азимут", зарегистрированная в Ростове-на-Дону, намерена развивать маршрутную сеть из региона, а ее опыт поможет ответить на вопрос, можно ли генерировать чистую прибыль, формируя свой парк только из самолетов Sukhoi Superjet 100.
B конце прошлого года на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (в их состав входят 15 российских регионов; ареал работы Южного МТУ Росавиации) не осталось местных авиакомпаний. Часть персонала и самолеты "Донавиа" перевели в объединенную авиакомпанию "Россия", а перевозчик "Грозный Авиа" из-за финансовых трудностей тихо ушел с рынка. Таким образом, российский Юг, где проживает почти 18% жителей страны и куда едут отдыхать порой со всех уголков России, остался с хорошей аэропортовой инфраструктурой, но, по сути, без перевозчиков, способных помочь инвесторам быстрее вернуть вложенные в ее развитие средства и заинтересованных в развитии маршрутной сети, не ориентированной на Москву.
Калейдоскоп перевозчиков
В начале 90-х гг. на базе основных авиаотрядов Северо-Кавказского управления гражданской авиации был создан добрый десяток самостоятельных авиакомпаний. Даже в не самых перспективных с точки зрения развития авиации аэропортах (Владикавказ, Нальчик, Элиста и др.) появились независимые базовые перевозчики. Впрочем, история развития всех южных авиакомпаний (за исключением "Донавиа", "Авиационных линий Кубани", "Волга-Авиаэкспресс" и частично "Кавминводыавиа") была связана только с самолетами российского производства предыдущего поколения и априори должна была закончиться уходом с рынка, что в итоге и произошло (табл. 1).
Авиакомпания |
Основной аэропорт базирования |
Основной тип эксплуатируемых ВС к моменту прекращения деятельности |
Прекращение деятельности |
---|---|---|---|
"Элиста Авиа" |
Элиста |
1998 г. |
|
Ставропольская акционерная авиакомпания |
Ставрополь |
2000 г. |
|
"Астраханские авиалинии" |
Астрахань |
Ту-134 |
2005 г. |
"Алания" |
Владикавказ |
2009 г. |
|
"Эльбрус-Авиа" |
Нальчик |
2009 г. |
|
"Волга-Авиаэкспресс" / AirVolga |
Волгоград |
Bombardier CRJ200 |
2010 г. |
"Кавминводыавиа" |
Минеральные Воды |
Ту-154, Ту-204 |
2011 г. |
"Авиалинии Дагестана" |
Махачкала |
Ту-134, Ту-154 |
2011 г. |
"Авиационные линии Кубани" |
Краснодар |
Як-42, Ту-154, Airbus A319, Boeing 737CL |
2012 г. |
"Донавиа" |
Ростов-на-Дону |
Airbus A319 |
2016 г. |
"Грозный Авиа" |
Грозный |
2016 г. |
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка