Переоценка рисков

Без рубрики

Джон М. ДОЙЛ, Вашингтон
Потенциально бесконечная изощренность реальных и мнимых террористических угроз на авиатранспорте уже который год заставляет американские спецслужбы постоянно смещать акценты в борьбе с ними. В этом году на пунктах досмотра в аэропортах по всему миру грядут перемены.
На фоне опасений по поводу растущего разнообразия террористических угроз законодатели США высказывают недовольство качеством работы аэропортовых служб предполетного досмотра. Это вынуждает Управление безопасности на транспорте (Transportation Security Administration, TSA) обращаться к новейшим технологиям. Ведомство планирует закупить два новых типа оборудования для использования в аэропортах по всей стране: устройства, способные выявлять жидкие взрывчатые вещества, и усовершенствованные сканирующие системы для досмотра пассажиров и багажа.
В то время как некоторые европейские аэропорты уже используют технологии авиационной безопасности, пока недоступные в США, многие азиатские и африканские государства еще только начинают осознавать опасность терроризма на авиатранспорте и делают первые шаги на пути предотвращения подобных угроз.

Американская стратегия авиационной безопасности, внедренная после терактов 11 сентября 2001 г., совмещает подход, основанный на оценке рисков (то есть переброску ограниченных ресурсов туда, где они больше всего нужны в данный момент) с многоуровневой защитой от террористических нападений на борту самолета. Последняя включает такие меры, как установка бронированных дверей в кабинах пилотов, выдача табельного оружия летному составу и присутствие вооруженных сотрудников федеральной службы авиационной безопасности на регулярных пассажирских рейсах.
Согласно недавно опубликованному отчету Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service), существуют опасения, что слишком пристальное внимание, уделяемое предполетному досмотру пассажиров и багажа, "оставляет систему уязвимой для других угроз". В числе недостатков нынешней стратегии безопасности упоминаются отсутствие должного контроля над содержимым коммерческих грузов, перевозимых на пассажирских ВС, неадекватное регулирование доступа в охраняемые зоны аэропортов и беззащитность авиалайнеров перед переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК).

.