Неожиданно — на фоне экономического кризиса и впервые с 2010 года — российские авиакомпании в 2016 году получили чистую прибыль. Но одновременное увеличение провозной емкости на 12,5% свело на нет положительный эффект остановки "Трансаэро", и уже с IV квартала ушедшего года отрасль возвращается к обычной ситуации острой ценовой конкуренции, со всеми вытекающими убытками. Новый раунд начали авиакомпании "Россия" и "ВИМ-Авиа", причем вторая за год увеличила располагаемые провозные емкости почти в 2,5 раза. На этом фоне рыночное доминирование группы "Аэрофлот" стало настолько очевидным, что многие авиакомпании ищут рыночные ниши, альтернативные прямой конкуренции в московском авиаузле: S7 Airlines в 2017 году получает региональные самолеты Embraer E170 и "возвращается" в Новосибирск с новой хабовой концепцией.
Финансовые итоги IV кв. 2016 г. еще не подведены, и вряд ли они будут положительными, но с учетом результатов первых девяти месяцев мы можем уверенно предположить, что российские авиакомпании — впервые с 2010 г. — получили суммарную прибыль. Отдельные перевозчики получали чистую прибыль и в 2011–2015 гг., однако они, скорее, выглядели хорошими исключениями на общем убыточном фоне.
Неожиданному результату на фоне финансово-экономического кризиса в стране способствовали закатившаяся звезда "Трансаэро", судорожное сбрасывание излишнего флота некоторыми другими авиакомпаниями в 2014–2015 гг. и снижение ставки НДС на внутренних воздушных линиях до 10%. Сокращение провозной емкости в позапрошлом году, по расчетам АТО, составило 19% и заметно переместило точку равновесия в балансе спроса и предложения на рынке. Несмотря на сокращение ВВП и реальных располагаемых доходов населения, в первой половине 2016 г. показатель RASK (доходы на располагаемый кресло-километр) на ВВЛ (расчеты АТО на основе данных ТКП) увеличился почти на 23%. Но по итогам 2016 г. наша отрасль сделала весомую заявку на солидные убытки в будущих периодах, набрав провозной емкости в объеме, сопоставимом с куда более сытыми годами (рис. 1).
Рис. 1. Поступление/выбытие и чистый прирост провозной емкости российских авиакомпаний в 2011–2016 годах
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка