B течение прошедших 10 лет в авиатранспортной отрасли РФ происходили институциональные изменения, носившие разнонаправленный характер. Деятельность Минтранса по повышению качества законодательной базы привела к устранению ряда избыточных норм (таких, как снятие таможенных пошлин на приобретение ВС иностранного производства, разрешение невозвратных билетов, внедрение электронной регистрации пассажиров, освоение e-freight и пр.) и позволила существенно повысить эффективность коммерческой деятельности в области ГА. Вместе с тем ряд других шагов со стороны регулирующих органов привел к ограничению доступа на рынок новых участников, усилению рыночных перекосов, выраженной тенденции к концентрации и монополизации на рынке, к стагнации и деградации в секторе авиации общего назначения. Можно говорить о том, что при определенном улучшении нормативной базы практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям для отрасли как в долгосрочной, так и в средне- и краткосрочной перспективе. При этом законодательная база в области авиатранспорта также нуждается в существенной корректировке, а возможно, и в принципиальном изменении.
В целом среди таких регуляторных рисков можно выделить несколько основных направлений.
Ограничение конкуренции
Тенденция концентрации на рынке коммерческих перевозок, выраженная с 2011 г., была во многом определена решением о передаче "Аэрофлоту" авиакомпаний, находящихся в госсобственности. При кажущейся рациональности такого шага это на практике дало группе компаний "Аэрофлот" рыночную силу, которая позволяет ей явно доминировать на рынке, почти в 5 раз превышая по объему перевозок ближайшего преследователя. Дискуссии о методах по сохранению и развитию конкуренции в отрасли ведутся не первый год, однако эффективных механизмов пока предложено не было.
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка