Брэдли ПЕРРЕТ, Пекин
Первый полет разрабатываемого Китаем магистрального коммерческого авиалайнера, недавно получившего официальное название C919, может состояться через восемь лет, заявляют в компании-производителе Comac. Такой прогноз указывает на то, что работы по созданию самолета теперь планируется завершить на пару лет раньше, чем предполагалось изначально.
По словам главного конструктора C919 Ву Гуанхуэя, компания уже завершила эскизное проектирование и подготовила технико-экономическое обоснование проекта. Сейчас Comac ищет иностранных поставщиков агрегатов и систем, в том числе двигателей. Подрядчики будут выбраны на ранней стадии разработки.
Официальное заявление о планируемой установке на C919 двигателей иностранного производства означает, что Aviation Engine Industry Corp. — двигателестроительное подразделение китайской корпорации AVIC — в разработке силовой установки участвовать не будет — по крайней мере для ранних модификаций самолета. Ранее эта компания выражала такую надежду.
Предложение установить китайские двигатели на C919 с самого начала воспринималось скептически, учитывая, что перед Comac стоит и без того трудная задача построить и сертифицировать конкурентоспособный планер.
Предполагается, что C919 будет рассчитан на 130-200 пасс., говорит Ву. Таким образом, можно сделать вывод, что это будет узкофюзеляжный самолет, сравнимый с представителями семейств Airbus A320 и Boeing 737. Расположенная в Шанхае Comac — бывшая дочерняя компания авиастроительной корпорации AVIC, у которой сейчас остался лишь миноритарный пакет акций Comac.
Представители Comac говорят, что компания рассчитывает начать производство C919 в 2014 г. — по-видимому, речь идет о строительстве опытных образцов. Если первый полет состоится в 2017 г., как утверждает Ву, и если Comac удастся завершить летные испытания в течение года-двух, то C919 может поступить в эксплуатацию в 2018 или 2019 г., то есть раньше 2020 г., упоминавшегося до сих пор.
По западным меркам разработка C919 займет очень много времени, но это объяснимо, если учитывать всю сложность задачи, стоящей перед Comac, — догнать Airbus и Boeing. Программа официально стартовала в мае 2008 г. Тогда же был основан Comac — с целью разработки, строительства, маркетинга и послепродажной поддержки самолета. Таким образом, создание C919 может занять от 10 до 11 лет. (Для сравнения: Boeing рассчитывает потратить на разработку модели 787 всего шесть лет.)
"Если исходить из нашей информации об имеющихся у китайцев (инженерных кадрах и технологических) ресурсах, я бы сказал, что это очень жесткий график, — считает западный эксперт, работавший с китайскими авиастроительными компаниями. — Могут ли они выйти на первый полет через восемь лет? Не исключено".
Comac также разрабатывает региональный реактивный самолет ARJ21. На создание этого авиалайнера может уйти в общей сложности восемь лет — если он действительно выйдет на рынок в будущем году, как это сейчас предполагается.
Comac рассчитывает получить для ARJ21 сертификат типа от американской FAA. Это важно и для будущего модели C919. Если компания рассчитывает продавать этот самолет по всему миру, ей, несомненно, придется досконально изучить процедуру получения для него сертификата западного образца. Американская сертификация ARJ21 может заключаться в подтверждении китайского сертификата типа. Поэтому прежде чем подавать заявку на прохождение сертификации FAA, Comac необходимо заручиться сертификатом местных авиационных властей — что, возможно, произойдет в течение ближайшего года.
Только после этого у китайских конструкторов появится опыт прохождения западной сертификации. Таким образом, до завершения разработки C919 и начала производства самолета в 2014 г. остается не так уж много времени.
Именно потому, что процесс получения американского подтверждения китайского сертификата может занять значительное время, первую версию ARJ21, которая будет носить обозначение ARJ21-700, расценивают как продукт, нацеленный на внутрикитайский рынок.
Вероятно, что и первая версия C919 будет ориентирована прежде всего на местные авиакомпании — и не только потому, что для подтверждения китайского сертификата на Западе нужно время. Дело в том, что западные перевозчики, не связанные патриотическим долгом "покупать отечественное", потребовали бы обычных в таком случае гарантий соблюдения сроков поставок и компенсаций за их возможный срыв. Comac же, который, безусловно, скромно оценивает собственный конструкторский опыт, вряд ли захочет брать на себя слишком жесткие обязательства.
Подробности конструкции C919 пока не раскрываются. Какой бы инновационной она ни была, название самолета — вполне традиционное. Литера "C" обозначает первую букву названия Китая на английском (China), а также первую букву названия компании — Comac. Ву отмечает, что С — еще и третья буква английского алфавита, что символично, если вспомнить, что первые две заняты гигантами Airbus и Boeing (правда, канадский Bombardier уже использовал букву C для своего семейства магистральных самолетов CSeries). Первая цифра в названии китайского лайнера — девятка. По-китайски слово "девять" произносится так же, как и слово "навсегда" — "цзю". Комбинация 919 — намек на возможное продолжение модельного ряда в будущем (традиция, заложенная Boeing с его моделью 707, разработанной в 1950-е гг.).
Большой план
Источник: