На пути к "Добролёту"

Без рубрики
Аэрофлот создает низкотарифную авиакомпанию Добролет
Ни одна из двух низкотарифных авиакомпаний в России не выжила // Сергей СЕРГЕЕВ

O регистрации дочерней авиакомпании "Добролёт", которая займется низкотарифными, или, как их еще называют, лоукост-перевозками, "Аэрофлот" объявил 10 октября. Свидетельство эксплуатанта пока не получено, начало полетов ожидается в 2014 г.

Распространение бизнес-модели низкотарифных перевозок — объективная реальность гражданской авиации. Лоукостеры активно летают в Европе, США и Юго-Восточной Азии; постепенно вырастают, хотя и с трудом, и в технологически продвинутой Японии, и в коммунистическом Китае, и в развивающихся странах Африки, где нет толком ни Интернета, ни банковских карт для web-продаж. Так что нет никаких сомнений в том, что подобная бизнес-модель приживется и в России.

Однако неудачный опыт двух предыдущих попыток — авиакомпаний Sky Express и "Авианова" — заставляет задать закономерный вопрос: как долго сможет продержаться компания "Добролёт"? В отличие от ситуаций со Sky Express и "Авиановой", на этот вопрос можно дать совершенно однозначный ответ: ровно столько, сколько это будет нужно "Аэрофлоту".
Причины, которые привели к остановке Sky Express и "Авиановы", описаны довольно подробно; их много, но одна из важнейших заключается в сильном недофинансировании обоих проектов. В случае с "Авиановой" это привело к конфликту между акционерами, а Sky Express тихо слилась с авиакомпанией "Кубань", потом и "Кубань" обанкротилась.

Недаром же основатель успешного американского лоукостера JetBlue Дэвид Нилман рассказывал, что для старта низкотарифного перевозчика требуется очень много денег. Инвесторов проектов Sky Express и "Авианова" можно было привлечь только оптимистическими бизнес-планами, но российская действительность не позволила за три года выйти на уровень операционной безубыточности, откуда и пошли все проблемы.

Данная статья опубликована в ноябрьском номере журнала "Авиатранспортное обозрение" и является компиляцией материалов о создаваемом перевозчике "Добролет", опубликованных на сайте, со значительными дополнениями.

.