Кризис: яд или лекарство?

Без рубрики

Всего полгода назад ситуация на российском рынке деловой авиации выглядела менее драматичной, чем на мировом: глобальная экономическая турбулентность еще не успела сильно пошатнуть позиции отрасли и о депрессии рынка речь не шла. Разумеется, было очевидно, что падение мировых цен на энергоресурсы и сырье оказало самое негативное влияние на неокрепший сектор российской авиации, но отката до показателей трехгодичной давности не ожидал никто. Вместо неизбежной стабилизации рынок охватила депрессия, которая может затянуться на несколько лет. Однако бросаться делать поспешные выводы о негативных последствиях пока рано. Любой кризис несет потенциал к обновлению.

 

Практически все игроки отечественного рынка бизнес-авиации уже с осени прошлого года начали отмечать заметное сокращение темпов развития отрасли, определяемых изменением объема бизнес-перевозок. С момента начала кризиса темпы роста деловых перевозок упали с 40% до нуля к концу 2008 г., а к началу 2009 г. количество выполняемых рейсов откатилось до показателей трехлетней давности. Январь 2009 г. продемонстрировал наихудшие результаты: объем деловых перевозок приблизился к нулевой отметке. Можно констатировать, что к началу года российский рынок бизнес-авиации оказался в коме — после новогодних праздников деловая активность заказчиков свелась всего к нескольким рейсам в месяц. Майские праздники могут показать некоторое сезонное оживление в отрасли. Но в целом торопиться с обнадеживающими прогнозами о выздоровлении сегмента деловой авиации пока не стоит — для этого необходимо по крайней мере несколько месяцев последовательного роста, который в значительной степени будет связан с выздоровлением мировой экономики. Что до нее, то эксперты не берутся судить, когда ожидается окончание спада, пеняя на непредсказуемую природу кризиса.

.