По меркам бизнес-джетов особо легкого класса (VLJ) полет на скорости 325 узлов может считаться неторопливым. Но не все так однозначно: забираясь на крейсерский эшелон FL310 за 20 мин, турбовинтовой TBM 900 на многих рейсах даст фору и Eclipse 550, и Cessna Citation Mustang.
Сегодня по миру летают более 800 самолетов TBM разных модификаций — от исходной модели TBM 700 до ТВМ 900. Их знают под брендом Socata, но в этом году нынешний владелец и производитель — французская фирма Daher отказалась от исторического наименования, и теперь они просто TBM.
В 1990 г., когда исходная модель поступила в эксплуатацию, она стала первым серийным сертифицированным одномоторным самолетом с герметизированным салоном. В 2005 г. ее сменила ремоторизованная модель TBM 850, которая в свою очередь прошла модернизацию, получив современный комплекс авионики Garmin G1000.
Самая новая — шестая — версия, третье поколение одномоторного турбовинтового самолета, поступила в эксплуатацию в марте 2014 г., и, по заявлению производителя, в ней больше доработок, чем в предыдущих пяти, вместе взятых. В разработку модели вложено более 160 тыс. ч НИОКР, в сертификацию — 30 млн долл. Она по меньшей мере на 14 узлов быстрее TBM 850. Новой модели также требуется на 23% меньшая длина полосы на аэродромах, расположенных высоко над уровнем моря или в странах с жарким климатом. Скорость набора на 16% выше, а расход топлива — ниже. Шума меньше как снаружи, так и внутри.
На типичной для одномоторных турбовинтовых машин скорости в 250 узлов TBM 900 с четырьмя пассажирами на борту перелетит с восточного побережья США на западное с одной дозаправкой: вылетаете из Нью-Йорка в 9 утра — и к 6 вечера вы в Сан-Диего. А на обратном пути с учетом ветра скорость будет уже под 300 узлов, так что время в полете сократится на два часа.
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка