Куда идет лизинг

Без рубрики
Источник:

: Авиапромышленность

Подробно об авторе:
Сергей Колтович, управляющий директор, Horizon BizJet, Ltd.;
Алексей Синицкий

Mировая отрасль воздушного транспорта завершила 2017 г. с весьма позитивными результатами. По данным IATA, гражданская авиация перевезла свыше 4,1 млрд пасс., рост перевозок превысил 7%, авиакомпании заработали около 34 млрд долл. прибыли. Эти показатели обеспечиваются соответствующим ростом парка ВС. В 2016–2017 гг. мировые производители поставляли около 1400 ВС в год, прогноз на 2018 г. превышает 1600.

Финансирование этих поставок в значительной степени осуществляется за счет механизма операционного лизинга. В данной статье мы проведем краткий анализ текущей ситуации на рынке лизинга и попробуем сделать некоторые прогнозы. Активное распространение авиационного лизинга началось в 80-х гг. прошлого века, и какое-то время назад казалось, что подобная форма финансирования сделок по приобретению ВС и их аренде (в случае операционного лизинга) станет превалирующей. Тем не менее с 2009 г. доля мирового парка ВС, находящегося под управлением лизинговых компаний, стабильно остается на уровне 42–43%. В зависимости от степени оптимизма подобную ситуацию можно называть либо стагнацией рынка лизинга, либо достижением сбалансированности (рис. 1).

Вместе с тем на лизинговом рынке произошел ряд важных количественных и качественных изменений. За прошедшие 10–12 лет число лизинговых компаний выросло примерно с 50 почти до 150, которые сегодня контролируют парк порядка 10 тыс. ВС. При этом 20 крупнейших лизинговых компаний контролируют около 80% всего лизингового портфеля (рис. 2).

Остается открытым вопрос, насколько экономически обо­сновано существование столь большого количества лизинговых компаний. Приведенный график наглядно демонстрирует эффект экономии на масштабе — более крупным лизингодателям легче наращивать капитал, к тому же за счет объема заказов они могут договариваться с производителями ВС о более выгодных условиях поставки. Это ведет к очевидной концентрации рынка. Вместе с тем небольшие лизинговые компании находят свои рыночные ниши, поэтому можно предполагать, что хвост в распределении едва ли станет существенно меньше.

.