Фридлянд Александр Абрамович, директор НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА д.э.н., проф.
Цены (тарифы) на авиаперевозки в последнее время стали объектом широкой дискуссии как на уровне высокопоставленных правительственных чиновников, так и среди отраслевых специалистов. В связи с этим представляется полезным представить статистическую картину динамики рассматриваемого показателя, с учетом влияющих на него наиболее важных показателей.
На рис. 1 – 4 приведена динамика среднеотраслевых значений показателей доходной ставки и себестоимости 1 ткм воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ), среднеотраслевой операционной рентабельности авиаперевозок и структуры отраслевой себестоимости перевозок в период 2003 – 6 месяцев 2010 гг. Аналогичные показатели поквартально анализируются в период 01.01.2008 – 01.07.2010 (рис. 5 – 12).
Из представленных данных видно, что среднеотраслевая динамика стоимости авиаперевозок существенно отличается от традиционной (типичной) динамики стоимости многих видов товаров, услуг, монотонно "растущей" синхронно с темпами инфляции в экономике. Поэтому малоинформативны для прогнозирования стоимости перевозок популярные среди специалистов графики структуры себестоимости перевозок (по статьям, в %). Практически это определяется тем, что цена авиаперевозки существенно зависит, во-первых, от текущего уровня конкуренции на авиатранспортном рынке (как следствие проведенных рыночных преобразований) и, во-вторых, в значительной мере определяется высокотехнологичным характером отрасли, формирующим сильную зависимость потенциала снижения цен на авиаперевозки от масштабов и темпов внедрения в отрасли достижений научно-технического прогресса (НТП).
В первую очередь НТП в отрасли отражается в области энергоэффективности воздушных перевозок (косвенно измеряемой стоимостью расходуемого авиаГСМ на единицу транспортной работы – ткм, обвально снизившейся к 2010 году вследствие массового обновления авиапарка). Именно указанными двумя доминирующими факторами (обострение конкуренции в 2009 – 2010 гг. и интенсивное обновление парка в условиях нестабильности цен на нефтепродукты) объясняется резкая смена общей тенденции роста цен на авиаперевозки, наблюдавшейся вплоть до 2008 года, на их снижение, наблюдаемое в течение 6 кварталов (01.01.2009 – 01.07.2010).