"Мы не просим денег, но надо менять правила игры"

Без рубрики

Для авиакомпаний всегда непрост августовско-сентябрьский переход от высокого сезона к низкому, когда объемы перевозок (и требуемый оборотный капитал) еще большие, а объемы продаж уже снижаются. В первом полугодии 2015 г. отрасль понесла значительные убытки, и при нынешнем сокращении спроса, особенно на международных линиях, сильной девальвации рубля и высокой стоимости заемных средств вполне вероятно развитие кризисных явлений. В чем причины сложившейся ситуации и есть ли выход, об этом говорит президент российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.

АТО: Владимир Николаевич, есть распространенное мнение, что авиакомпании сами загнали себя в угол, ведь большинство из них в предшествующие годы высокого спроса на авиаперевозки бездумно наращивали провозные емкости, пытаясь увеличить свою долю рынка, а сейчас столкнулись с избытком емкостей и терпят убытки, потому что возят пустые кресла…

В. Т.: Это неправда. Посмотрите на показатель процента занятости пассажирских кресел, это самая точная статистика Транспортной клиринговой палаты (Диаграмма 1).

В первом полугодии 2015 г. коэффициент занятости кресел составил 77,2%, что ниже соответствующего периода 2014 г. всего на 0,7 процентных пункта (замечу в скобках, что пассажирооборот при этом снизился на 5,8%, было перевезено 41,2 млн пасс.). Причем занятость кресел снизилась за счет падения эффективности внутренних перевозок (73,0% против 73,9%). На международных линиях наблюдается незначительный рост показателя занятости кресел (на 0,1 п. п.), это можно связать со снижением доли иностранных авиакомпаний на российском рынке международных авиаперевозок. Но занятость кресел очень высокая — при достижении 80% с учетом сезонной и суточной асимметрии перевозок можно говорить о неудовлетворенном спросе…

.