Авиакомпания «Россия» в 2018 г. провела оценку условий труда членов экипажей своих самолетов, результаты которой вызвали протесты со стороны профсоюзов пилотов и бортпроводников.
Специальная оценка условий труда (СОУТ), согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28.12.2013 (426-ФЗ), должна проводиться всеми российскими работодателями с присвоением одного из четырех классов вредности: оптимальные, допустимые, вредные (с подклассами) и опасные условия труда.
Представитель санкт-петербургского профсоюза бортпроводников рассказал ATO.ru об особенностях такой оценки в авиакомпании «Россия», присвоенном классе и последствиях, которые ожидают представителей отрасли. По мнению организации, результаты СОУТ противоречат нормам действующего законодательства, так как не учитывают всех особенностей профессии. В дальнейшем это может повлечь отмену ряда льгот, включая продолжительность дополнительных отпусков и рабочей недели, а также сокращение объема пенсионных отчислений. Кроме того, в ходе проведения оценки были допущены нарушения, которые могли повлиять на безопасность полетов.
На общих основаниях
Собеседник ATO.ru пояснил, что казуистика 426-ФЗ позволила специализированной организации (Клинский институт оценки условий труда; КИОУТ), выбранной руководством авиакомпании, оценить рабочие места бортпроводников на общих основаниях. Дело в том, что согласно части 7 статьи 9 проводить СОУТ в организациях, осуществляющих опасные виды деятельности, необходимо с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти (перечень таких профессий приводится в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 и включает «рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации»). Уполномоченный орган таких особенностей не установил, и до тех пор пока он это не сделает, оценка может проводиться на общих основания, согласно части 5 статьи 27 («Переходные положения»).
По итогам проверки в апреле 2018 г. КИОУТ определил подкласс вредности 3.1. Согласно 426-ФЗ он подразумевает профессиональную деятельность, которая способствует возникновению измененного функционального состояния организма работника с более длительным, чем обычно, периодом восстановления. Отметим, что ранее подобная классификация к бортпроводникам не применялась — до принятия в 2013 г. 426-ФЗ проводилась аттестация рабочих мест.
Такое решение впоследствии может лишить ряда льгот представителей этой профессии, пояснил собеседник ATO.ru. Главную озабоченность вызывает его влияние на пенсионные начисления. Если подкласс 3.1 будет присвоен, то отрасль начнет отчислять налоги в пенсионные фонды в четыре раза меньше текущих. Кроме того, рабочее время может быть увеличено с 36 ч в неделю до 40.
Изменения могут коснуться и продолжительности отпусков, которая устанавливается за особые условия труда на основании приказа № 50 от 13 марта 1986 г. Министерства гражданской авиации СССР. Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) 10 августа 2018 г. организовал пикет в ответ на совещание, проведенное в Минтрансе о сокращении дополнительных отпусков членам экипажей ВС на 14 дней.
Президент ШПЛС Игорь Дельдюжов в своем выступлении на мероприятии (опубликовано на странице Уoutube организации) отметил, что подобные решения могут приниматься только с учетом мнения общественных организаций, представителей авиационно-космической медицины и при организации соответствующей рабочей группы. Он также рассказал, что попытки сократить отпуска предпринимались с 2011 г. руководством «Аэрофлота». Выдвигалось предложение профсоюзным организациям заменить отпуска денежной компенсацией, но было отвергнуто, после чего последовали обращения в Минтранс и Верховный суд.
Аргументы профсоюзов
Впоследствии были проведены еще два митинга под аналогичным лозунгом в Санкт-Петербурге (4 сентября 2018 г.) и в Москве (12 сентября 2018 г.), организованных первичной профсоюзной организацией летного состава авиакомпании «Россия» и ШПЛС соответственно. На столичном пикете президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук рассказал, что по итогам заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выдано поручение специализированному институту разработать «государственное задание на исследование … продолжительности отпуска за особый характер труда для летного состава».
Представители профсоюза бортпроводников уже обратились с письменной жалобой в ряд инстанций, включая Государственную инспекцию труда, Генеральную прокуратуру, Управление делами президента, Федеральную службу по труду и занятости и к авиационным властям, рассказал ATO.ru источник в организации. В документе приводятся обоснования нелегетимности такой оценки.
Во-первых, в рамках СОУТ не идентифицированы и не исследованы все потенциально вредные и опасные производственные факторы. В их числе колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении; гипоксия в кабинах; повышенные радиационное облучение и электромагнитные поля; неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха; СВЧ-излучение от наземного и бортового оборудования; высокие уровни авиационных шумов; температурный дискомфорт и пр. Следует отметить, что проверка проходила, несмотря на письмо Росавиации (от 5 февраля 2018 г.) руководству авиакомпании «Россия» о прекращении СОУТ до разработки порядка ее проведения с учетом всех особенностей профессии.
Во-вторых, «Регламент работы бортпроводника во время выполнения задания на полет» отсутствовал на момент начала проведения СОУТ и был утвержден только 17 января 2018 г., что нарушает нормы законодательства и 426-ФЗ. Кроме того, авторы документа утверждают, что в регламенте не отражен фактический режим труда и отдыха работников.
В-третьих, отсутствовали сведения о получении разрешения разработчика воздушного судна и согласования с авиационными властями страны регистрации ВС на установку в салоне оборудования для проведения СОУТ. В жалобе указано, что «контрольные полеты (облеты), а также включение в задание на полет специалистов с целью проведения СОУТ не предусмотрено действующим законодательством». Такие полеты отнесены к экспериментальной авиации и не могут проводиться с пассажирами на борту. Не было получено и согласие страховой компании.
В-четвертых, не проведен анализ рисков такой проверки в авиакомпании в рамках системы управления безопасностью полетов. То есть не получено достоверных данных о безопасности установки внештатного оборудования, которое могло повлиять на работу штатного оборудования самолета.
Среди прочих нарушений — отсутствие запрашиваемых копий сертификата КИОУТ на право проведения СОУТ и ознакомление сотрудников с картами СОУТ до утверждения отчета. В обращении бортпроводников к депутату Госдумы В. Ф. Рашкину говорится, что карты СОУТ выдавались им на подпись с нарушениями регламента, включая давление со стороны работодателя, пишет издание «Правда Москвы».
Кроме того, в ходе работы оценщиков были допущены ошибки, в том числе по части 1 статьи 16 426-ФЗ, которая предполагает обследование 20% рабочих мест, чего сделано не было, отметил собеседник.
Борьба продолжается
Как рассказали ATO.ru в первичной профсоюзной организации летного состава «России», «администрация авиакомпании грозит неудобным графиком работы или даже увольнением тем, кто выражает свое законное недовольство действиями работодателя, тем самым запугивая работников». Представитель профсоюза пояснил, что подобная оценка проводилась также в авиакомпаниях «Уральские авиалинии», S7 Airlines («Сибирь»), «ЮТэйр» и Nordavia, по результатам которой сотрудникам присвоена разная степень вредности от 2 до 3.1. В S7 Airlines бортпроводники опротестовывали результаты СОУТ через прокуратуру и суд.
Петиция о признании такой оценки незаконной, в том числе у этих перевозчиков, опубликована Игорем Дельдюжовым на сайте www.change.org несколько лет назад. Например, в «ЮТэйр» использовались результаты измерений вредных и опасных производственных факторов, проведенных ранее чем за шесть месяцев до СОУТ. В S7 Airlines летчикам был присвоен класс вредности 3.1, а бортпроводникам – 2. Согласно СОУТ, воздействие вредных и опасных факторов по классу 2 не превышает нормативы условий труда, а функциональное состояние организма восстанавливается в результате регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня. То есть фактически вредность отсутствует.
Сейчас по запросу профсоюза бортпроводников в государственной инспекции труда осуществляется госэкспертиза качества проведения такой оценки.